История

История


Детская архитектурная школа зародилась на архитектурном факультете КИСИ в 1987 году, первоначально как небольшая студия детского творчества, в 1990 г. стала называться детской архитектурной школой. Она создавалась в числе учебных заведений дополнительного дошкольного и школьного образования архитектурно-художественного направления, инициативно возникших при архитектурных вузах и факультетах нашей страны, - процесс, не имевший зарубежных аналогов. В 1998 году в названии школы появилось слово "дизайнерская", что было продиктовано созданием факультета дизайна в КГАСА и проявлением большого интереса к профессии дизайнера.

В разные годы школой руководили: доцент, кандидат архитектуры Лин М.Т. (1987-1993); архитектор Котельников К.В. (с декабря 1993 по 1995 гг.); архитектор Артамонова Ю.И. (1995-1996); архитектор Устинов А.В. (1996-1998); доцент, кандидат архитектуры Забрускова М.Ю. (с 1998 г. по 2018 г.). В настоящее время школу возглавляет архитектор Латыпова М.С.

К результатам деятельности ДАШКИ следует отнести творческую группу специалистов-преподавателей, обладающих ярко выраженной индивидуальностью, имеющих свою направленность профессиональных интересов, которая преломляется в их авторских методиках. В разное время в школе, начиная со студенческих лет, преподавали: Абушаева С.Л., Васильева Т.А., Давлетбаев А., Данилова Е.Е., Жирков Е.Е., Загидуллина Д.Н., Зверко Т.С., Зияфутдинова Н.А., Ишмяков А.П., Каримова Э.Ш., Киносьян Н.В., Котельников К.В., Литке М.Н., Перельштейн Б.Е., Перельштейн Р.М., Петрова И.А., Раузеев И.З., Семенова М.В., Сорока О.Н., Устинов А.В., Бурова Т.Ю., Мустафина А.А., Терегулов Э.А., Артамонова Ю.И., Разувалова Е.В., Мухаметзянов Т.Ф., Ахтямов И.И., Краснобаев И.В., Ахтямова Р.Х., Денисенко Е.В. и Новиков С.В.

В настоящее время ядро коллектива составляют преподаватели Института Архитектуры и Дизайна КГАСУ, практикующие архитекторы, дизайнеры и художники: Абрамова Н.Н., Баширова Э.И., Валиев М.Т., Гриценко Л.Г., Закирова Т.Р., Лагода М.Л., Москалев А.Н., Мухаметшин Д.Т., Русалкина И.Н., Рябов Н.Ф., Смирнова Т.В., Яременко Е.В. и др.

Особую живую "струю" в жизнь школы вносят представители других профессиональных сфер: преподаватели музыканты - Галиакберова Д.Р. и Строганова О.О., занимающиеся музыкальным развитием детей и ведущие подготовку школьных праздников; преподаватель эвристики, математик Шер С.Ю.

Методика школы базируется на оригинальных авторских разработках преподавателей, вбирающих накопленный школой собственный опыт и опыт коллег из подобных школ и студий страны. Первоначально учебный процесс школы методически прорабатывался в нескольких дипломных работах студентов-архитекторов. Так, под руководством кандидата архитектуры Лина М.Т. выполнены работы: Перельштейн Р. "Общая концепция детской архитектурной школы" (1990); Каримова Э. "Программа художественно-эстетического воспитания в ДАШ для детей 7-9 лет" (1994); под руководством кандидата архитектуры Кузнецова С.В.: Авилова С. "Исторический аспект в детей 11-16 лет" (1995); Абрамова Н. "Семантика в преподавании архитектурной композиции для ДАШ" (1995).

Помимо профессиональных методик, с 1998 г. школа ориентируется на общеметодические принципы развивающего обучения по системе Эльконина-Давыдова. Это отражено в Проект-программе довузовского архитектурно-дизайнерского образования "Юный зодчий" (руководитель коллектива авторов - Забрускова М.Ю.), получившей диплом I степени на II Республиканском конкурсе образовательных программ 1998 года, проводимом Институтом повышения квалификации работников образования РТ. Авторские методики Смирновой Т.В. по архитектурной композиции и Рябова Н.Ф. по интегрированному курсу истории искусства и композиции отмечены дипломами I степени на III Республиканском конкурсе (2001 г.).

Своеобразным и перспективным направлением в методике "ДАШКИ" является направленность на синэстетическое развитие детей: знакомство с музыкальной культурой и использование музыки в процессе изобразительно-художественного обучения, целостное развитие визуальной и аудиосфер восприятия. Этот подход развивает преподаватель-музыкант Галиакберова Д.Р., защитившая диплом на тему "Развитие пространственных представлений детей средствами музыки в детской архитектурной школе" (2004 г.).

Большое значение придается научно-методическому обоснованию и обсуждению в форме семинаров работы преподавателей школы. С 1997 г. на базе школы проводится секция научно-технической конференции вуза, посвященная научно-методическим проблемам довузовского архитектурно-художественного образования.

Школа принимала активное участие во всероссийских семинарах педагогов, посвященных детскому архитектурно художественному творчеству, проходивших в Москве, Екатеринбурге, Пензе, Тобольске. "ДАШКА" входит в Коллективную ассоциацию детского творчества "КАДЕТ" при Союзе архитекторов России.


6+
© КГАСУ 1999-2024. Все права защищены