10-ая международная научно-практическая конференция "Качество высшего и профессионального образования в постиндустриальную эпоху: сущность, обеспечение, проблемы"
• 12 мая 2016
Организаторами конференции являются: Министерство образования и науки Российской Федерации, Академия педагогических наук Казахстана, Федеральное государственное научное учреждение «Институт педагогики и психологии профессионального образования», Российской академии образования, Германский дом науки и инноваций в Москве, Международная группа КНАУФ, Академия наук Республики Татарстан, Научный Совет по педагогике ОСЭН, Кабинет министров Республики Татарстан, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, Казанский государственный архитектурно-строительный университет.
В оргкомитет конференции поступило более 200 заявок и докладов от 280 авторов из России, Германии, Казахстана и Узбекистана. Среди докладчиков более 50 докторов, 90 кандидатов наук. В конференции также принимают участие аспиранты и студенты из разных вузов.
Для обсуждения на конференции вынесены вопросы взаимодействия науки, образования и производства; образовательной среды и личности преподавателя, а также методические аспекты обеспечения качества высшего профессионального образования.
Открыл конференцию ректор КГАСУ, профессор Р.К. Низамов. Рашит Курбангалиевич отметил, что благодаря стараниям организаторов конференция по проблемам высшего профессионального образования проводится уже в 10-ый раз, издан сборник научных статей, среди которых много серьезных и актуальных работ. "Хотелось бы больше новых идей, подходов, решений, которые можно применить в реальной жизни, - подчеркнул ректор. - Надеюсь, что эта конференция будет способствовать этому".
Далее с приветственным словом выступил первый заместитель министра лесного хозяйства Республики Татарстан Х.Г. Мусин. Харис Гайнутдинович обратил внимание на важность подготовки квалифицированных кадров для всех отраслей экономики страны, необходимость новых подходов в работе, а также пожелал участникам конференции плодотворной работы.
С докладом на тему "Современные подходы и средства оценки компетенций" выступил член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Г.И. Ибрагимов.
Далее конференция продолжила работу в соответствии с программой в рамках пленарного заседания и работы научных секций.
12 мая 2016 года в КГАСУ прошла 10-ая международная научно-практическая конференция «Качество высшего и профессионального образования в постиндустриальную эпоху: сущность, обеспечение, проблемы. В качестве участников зарегистрировались около 120 человек. Это преподаватели вузов и колледжей, научные сотрудники научно-исследовательских институтов, аспиранты Казани, Москвы, Ташкента, Новосибирска, Владикавказа Алматы, Кустаная, Ижевска, Белгорода и других городов России, представители бизнеса и производства из Казани, Москвы, Краснодара. Отрадно отметить, что активное участие в работе конференции приняли педагоги профессионального и мастера производственного обучения колледжей РТ во главе с их директорами. Естественно, заинтересованными участниками данного мероприятия стали студенты КГАСУ направления подготовки "Профессиональное обучение (по отраслям)".
Открыл конференцию проректор по воспитательной и социальной работе университета Шарафутдинов Д.К. С приветствием к участникам конференции обратились ректор КГАСУ Низамов Р.К., первый заместитель министра лесного хозяйства Республики Татарстан Мусин Х.Г. и др.
Как всегда, с неизменным высоким интересом заслушан участниками конференции доклад Загидуллиной Г.М. – проректора КГАСУ по интеграции с производством и дополнительному образованию - о проблемах подготовки кадров для строительной отрасли. Искренняя озабоченность в обеспечении отрасли высококвалифицированными инженерными кадрами прозвучала в докладе заведующего кафедрой ТСМИК, профессора Хозина В.Г.
Большой интерес у участников всех десяти проходивших конференций вызывает яркое выступление руководителя учебного центра «КНАУФ Краснодар» Григоренко М.В. В этот раз он рассказал об итогах десятилетия активного сотрудничества компании КНАУФ и КГАСУ.
Результатами своих диссертационных исследований поделились докторанты Ташкентского педагогического университета им. Низами Исянова А.Р., Абдураимов Ш.С., Маматов Д.Н.
При подведении итогов конференции было отмечено, что тема конференции и содержание выступлений её участников обусловлены историей развития теории и практики образования в России за последние два с лишним десятилетия. Во-первых, введение государственных образовательных стандартов в начале 90-х годов прошлого века потребовало разработки способов оценки их реализации, что привело к установлению уровней усвоения учебного материала обучающимися. Во-вторых, стандартизация образования обусловила процесс его технологизации, одним из основных признаков которой явилось диагностирование целей обучения. В-третьих, одним из условий перехода на двухуровневую систему «бакалавр-магистр» было повышение качества высшего образования (в связи с чем стали разрабатываться системы качества образования, проводится их мониторинг, применяться стандарты ИСО 9000 и др.). В-четвертых, вышеназванные взаимообусловленные процессы, как ответы на вызовы времени, логически привели образовательную практику к необходимости разработки компетенций и фондов оценочных средств. Было также отмечено, что различные нововведения в профессиональном образовании – его стандартизация, технологизация, разработка систем качества, фондов оценочных средств, введение компетенций и др. – появились в постсоветскую, постиндустриальную эпоху и во многом определяют лицо сегодняшнего образования: его сущность, состояние и тенденции дальнейшего развития.
Приняты также рекомендации конференции:
– для повышения качества обучения в вузах необходимо организовать конкурс грантов для усиления материальной базы не элитных и не привилегированных вузов, которые успешно развиваются сами и которые поддерживают экономику регионов;
- разработать механизм развития системы непрерывного образования на основе диверсификации, скоординированный с процессами реформирования и реструктуризации промышленности на государственном уровне;
– разработать меры по активному участию бизнеса в подготовке кадров. Работодатели сегодня не заинтересованы в участии в подготовке специалистов, они хотят получать их сразу готовыми, не затрачивая средств и голыми увещеваниями здесь, наверное, не обойтись. Было бы разумным, если бы в свои статьи расходов, подобно расходам на НИОКР, они включали средства на подготовку специалистов. Это должно быть обязательной компонентой деятельности любой фирмы;
– поддержать межвузовскую кооперацию, которая позволит вузам использовать лабораторный ресурс коллег. Эта работа может вестись и на платной основе. Часто это наиболее приемлемый вариант работы, потому что оборудование стоимостью в десятки миллионов рублей, во-первых, часто не по карману, а во-вторых, иметь его дорогое удовольствие, так как нужен обученный персонал, регулярная поверка и аттестация, помещения и т.д.
– сохранить эффективные взаимоотношения между системой профобразования, вновь созданным Союзом ВорлдСкиллс Россия и бизнес-компаниями, без которых развитие движения невозможно;
– усилить практическое обучение рабочим профессиям в учебных заведениях, в том числе с применением новейших технологий;
- использовать многофункциональные центры прикладных квалификаций для удовлетворения образовательных потребностей не только производства, сферы услуг и населения местности (региона), но и самих обучающихся (уже получающих среднее профессиональное или высшее образование);
– организовать повышение квалификации мастеров производственного обучения, оказать им помощь в освоении роли экспертов в соответствующих компетенциях;
– обратить внимание на освоение студентами и мастерами навыков общения на английском языке и профессиональной терминологии.