В КГАСУ в рамках международной конференции обсудили проблемы цифровой трансформации в образовании
Разделы

В КГАСУ в рамках международной конференции обсудили проблемы цифровой трансформации в образовании

В КГАСУ в рамках международной конференции обсудили проблемы цифровой трансформации в образовании

27 мая 2022 года в КГАСУ состоялась 16-я международная научно-практическая конференция (МНПК) «Цифровая трансформация в высшем и профессиональном образовании». В оргкомитет конференции поступило более 180 заявок и докладов от 230 авторов из России, Армении, Белоруссии, Узбекистана, Бенина (Африка). Среди докладчиков – 42 доктора, 75 кандидатов наук. Больше всего на МНПК подано заявок из городов России: Белгород, Воронеж, Курск, Ростов-на-Дону, Орел, Оренбург и Казань. В сборнике материалов конференции представлены также доклады из Москвы, Минска, Витебска, Ташкента, Еревана, Луганска, Ярославля, Чебоксары и других городов стран — участников конференции.

Открыл конференцию и поприветствовал участников проректор КГАСУ по научно-исследовательской деятельности Е.А. Вдовин.

Модератором конференции выступил проректор по образовательной деятельности и воспитательной работе, кандидат педагогических наук И.Э. Вильданов.

С приветствием и докладом выступила руководитель службы маркетинга Уральской сбытовой дирекции ООО «КНАУФ-ГИПС» международной группы КНАУФ О.А. Бондарева. Она рассказала о разработках и реализации проектов Академии КНАУФ, направленных на модернизацию профессиональной подготовки рабочих и специалистов. Академия широко внедряет цифровые технологии в обучение: электронный учебник, первый в мире VR-тренажер по сухому строительству. Следует отметить, что VR-тренажер по сухому строительству уже используют в обучении студентов сотрудники КГАСУ: доцент кафедры строительных материалов М.И. Халиуллин и заведующий лабораторией обучения технологиям компании «КНАУФ» Углава Г.Д.

Интересную дискуссию на пленарном заседании вызвал доклад Л.Ю. Левиной  – доктора педагогических наук, заведующей лабораторией когнитивной педагогики и цифровизации образования, главного редактора журнала «Казанский педагогический журнал», ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем». Ею выделены аспекты цифровизации, существенным образом трансформирующие образовательные системы и требования к их результативности. Сонастройкой высшего образования запросам цифровизации, по мнению докладчика, может стать когнитивная парадигма образования, нацеленная на формирование результата обучения в виде механизмов познания обучающихся, обеспечивающих самостоятельную генерацию знаний и непрерывное личностное саморазвитие обучающихся.

Основными целевыми ориентирами когнитивной парадигмы образования являются: развитие процесса обучения и воспитания в высшей школе через цепочку «знание → смысл → ценность → концепт → личностная концептосфера», как интеграционную целостность культурных универсалий, личностных смысловых установок, эмоциональных ценностных коннотаций, составляющих сущность личностно-профессиональной картины — образа мира.

Участникам конференции запомнилось яркое выступление Э.П. Комаровой – доктора педагогических наук, профессора кафедры иностранных языков и технологии перевода Воронежского государственного технического университета. В докладе раскрыта возможность реализации субъектной позиции обучающихся вузов в условиях цифровой трансформации образования, увидеть личностный и профессиональный контекст в изучаемых дисциплинах, побуждая к осмысленной работе над собой, изменению отношения к своей учебной деятельности, контролю своего профессионального развития, создавая цикличность процесса потребность–мотив–цель–достижение цели.

Запомнилось эмоциональное выступление Р.З. Богоудиновой – доктора педагогических наук, профессора ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет». Она показала, что одним из путей решения перехода системы образования в новое состояние в соответствии с требованиями промышленной революции является создание и развитие междисциплинарных научно-образовательных центров, приоритетно ориентированных на создание среды для эффективной междисциплинарной проектной работы студентов и аспирантов над заказами, инициированными реальным промышленным сектором. Особенно выделила необходимость реального участия студентов в научно-исследовательской деятельности.

Студентам и аспирантам запомнилось яркое выступление П.Н. Осипова – доктора педагогических наук, профессора кафедры инженерной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет». Он остановился на некоторых характеристиках реалий и проблем цифровизации образования, которые  связаны непосредственно с его основными субъектами – преподавателями и студентами. А для решения проблем цифровизации образования, по мнению докладчика, необходимо изменить их сознание.

А.Р. Камалеева – доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФБГНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» остановилась на руководстве и организации  мыслительной деятельности обучающихся в контексте определенной логики мыслительных операций в процессе овладения знаниями обучающимися: представление знаний → структурирование знаний → преобразование знаний, причем во взаимосвязи с основными инструментами мышления – суждение, умозаключение, понятие.

Не менее интересные дискуссии возникали и на заседаниях секции. Например, доклад Р.Г. Муллахметова, Я.У. Исмадиярова, представляющих совместный Белорусско-Узбекский межотраслевой институт прикладных технических квалификаций в городе Ташкенте. В их докладе была представлена методология, тенденции по совершенствованию подходов, индикаторов, показателей и критериев способствующие эффективности контроля качества высшего образования.

В целом, конференция прошла успешно. Всеми была отмечена научность и информативность материалов конференции.

Участники конференции единодушно отметили успешную организацию работы заседаний конференции проректора по образовательной деятельности и воспитательной работе КГАСУ И.Э. Вильданова. Огромную помощь в технической поддержке выступлений докладчиков оказал заведующий кафедрой ВиВ, кандидат педагогических наук Абитов Р.Н.       

Оргкомитет конференцию выражает огромную благодарность в организации и проведении конференции ректору КГАСУ Р.К. Низамову, проректору по развитию А.И. Рахматуллину, проректору по административно-хозяйственной работе и безопасности И.В. Боровских,  кафедре профессионального обучения, педагогики и социологии.

Информацию предоставил
Р.С. Сафин, заведующий кафедрой
профессионального обучения,
педагогики и социологии,
доктор педагогических наук, профессор

Фото — С. Канзафарова



6+
© КГАСУ 1999-2022. Все права защищены