В Институте строительства КГАСУ изучили проблемы адаптации студентов первого курса в вузе

Выявление проблем адаптации студентов 1 курса Института строительства (ИС) изучалось на основе анкетирования, которое проводилось в период с 1 по 10 октября 2016 года при участии студенческого совета ИС и старост групп.
- Результаты анкетирования 200 студентов (60%) от общего числа обучающихся на 1 курсе показали следующее:
- получили образование в средней школе 61%, гимназии - 20%, лицее - 18% и специализированной школе - 1%;
- из них с отличием - 35%, на оценки «хорошо» и «отлично» - 55%, на оценки «удовлетворительно» и «хорошо» - 10%;
- выбор вуза был осуществлен на основе собственного решения - 80%, под влиянием родителей - 10% и в силу сложившихся обстоятельств - 10%;
- основной контингент состоит из иногородних студентов 67%;
- наибольшую трудность в освоении вызывают следующие дисциплины: химия (41%), математика (27%) и инженерная графика (20%);
- причинами возникающих трудностей являются: недостаточная школьная подготовка (37%), недостаточность времени на выполнение домашних заданий (28%), другие обстоятельства (35%);
- домашние задания 79% выполняют в дневное время по окончании занятий;
- пропуски занятий не допускают 83%, стараются не пропускать 16%;
- основная причина пропусков занятий – поездки домой (14%);
- дополнительные занятия предпочли бы по таким дисциплинам, как: инженерная графика - 45%, математика - 24%, химия - 20%;
- внеучебное время проводят вместе с группой 49%, а у 42% это не получается по ряду причин;
- внеучебную деятельность должны организовывать студсовет (65%) или сами студенты (25%);
- необходимость куратора студенческой группы отметили 64%.
По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:
1. Выбор профессии осуществили в основном сами студенты, поступившие на 1 курс.
2. Уровень школьной подготовки по дисциплинам, по которым сдавали ЕГЭ (математика, физика), высок, однако в связи со сменой уровня обучения и возникновением необходимости самостоятельного изучения дисциплин возникают трудности в их освоении. Это влечет за собой значительные временные затраты на выполнение домашних заданий. Так как учебные программы предусматривают и самостоятельную работу студентов, то вполне обосновано, что недостатки школьной подготовки провоцируют недостаток времени. В данном случае целесообразным, например, является повышение качества методического обеспечения самостоятельной работы и увеличение часов консультаций студентов преподавателями.
3. Освоение таких вузовских дисциплин, как «инженерная графика» и «химия», вызывает большие трудности в связи с тем, что здесь уровень школьной подготовки намного ниже, либо вообще отсутствует (например, по таким дисциплинам, как инженерная графика или черчение), так как они необязательны при сдаче ЕГЭ. Здесь было бы целесообразным проведение дополнительных факультативных занятий со студентами, так как самостоятельное изучение влечет за собой значительные временные потери.
4. Учитывая, что значительную часть составляют иногородние студенты, можно допустить и еще некоторые причины недостатка времени на выполнение домашних заданий: необходимость самостоятельного ведения хозяйства (например, приготовление пищи, уборка и др.) и частые поездки домой к родителям. В большей мере, эта причина носит временной характер и зависит от повышения уровня самостоятельного проживания вне домашних условий.
5. Однако влияние смены условий проживания, форм обучения, дисциплин для изучения соответствующих выбранной профессии, коллектива обучающихся и др. носит временный характер, который может быть более краткосрочным, если в процесс адаптации студентов будут включены не только администрация института, но и преподаватели кафедр, ведущих занятия на первом курсе, кураторы групп и студенческий совет.
Информацию предоставила
С.Г. Кашина, заместитель директора
Института строительства