Разделы

ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ. Профессорская династия Сергея и Александрины Михайловых

ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ. Профессорская династия Сергея и Александрины Михайловых

8 февраля ежегодно отмечается День российской науки. Эта дата приурочена к основанию Российской академии наук, учреждённой 28 января (8 февраля по новому стилю) 1724 года указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I.

7 июня 1999 года Указом Президента Российской Федерации был установлен День российской науки, «учитывая выдающуюся роль отечественной науки в развитии государства и общества, следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук».

Накануне праздника всей российской научной общественности мы хотим рассказать об одной известной династии учёных, преподавателей КГАСУ — о семье докторов искусствоведения, профессоров Михайловых Сергея Михайловича и Александрины Сергеевны.

m1.jpgm2.jpg

Это удивительно талантливые, творческие люди, стоявшие у истоков зарождения дизайнерского образования в Казанском государственном архитектурно-строительном университете (КГАСУ). Михайлов Сергей Михайлович является «отцом» дизайна в КГАСУ, первопроходцем в подготовке дизайнеров и в дизайне как научном направлении, первым заведующим кафедрой дизайна архитектурной среды (1990). Несомненный авторитет в профессиональном сообществе дизайнеров, многие годы являлся председателем Татарстанского отделения Союза дизайнеров России и вице-президентом Союза дизайнеров России.

Накануне Дня российской науки мы попросили Сергея Михайловича и Александрину Сергеевну ответить на несколько наших вопросов.

- Скажите, пожалуйста, что для Вас дизайн?

m3.jpgm4.jpgm5.jpg

Сергей Михайлович:

Как это ни прозвучит пафосно, но для меня лично дизайн – это бОльшая часть моей сознательной жизни. С 1986 года я преподаю дизайн в нашем университете, с 1990 года возглавлял первую в нашей республике кафедру в области дизайна, с  1994 года – активный член Союза Дизайнеров России, в 1996 году в Казани нами был подписан Меморандум об учреждении Российской Академии Дизайна, а спустя 8 лет в Москве, в гостином дворе, Союз Дизайнеров России провел презентацию Национальной Академии Дизайна, где я сегодня являюсь вице-президентом.

Сегодня дизайн для меня – это и среда, в которую я погружен с утра до вечера, и образ мышления, и друзья-коллеги, и ученики, и дело, которым я не устаю заниматься, в которое я влюблен, и очень надеюсь, что любовь эта не безответная.

Есть очень много очень красивых определений дизайна и философских рассуждений о нем. Вот, например, высказывание о дизайне Ласло Махой-Надя, преподавателя известного Баухауза: «Конечная цель дизайна – не предмет, а человек…», а Брайен Хорриган ярко и точно называет «дизайн – это… творческое решение человеческих проблем…». Но мне больше нравится самая первая трактовка понятия «дизайн», которую давали еще в эпоху Возрождения, понимая под ним «внушенную человеку Богом Идею». Именно в божественном нужно искать корни дизайна, как мы это делаем, например, говоря о музыке Баха…

m6.jpgm7_1.jpgm8.jpg

Александрина Сергеевна:

Для меня дизайн – это прежде всего система,  многоаспектная мультидисциплинарная деятельность, современный конгломерат способов преобразования окружающей человека среды с использованием целого спектра задач – функциональных, эстетических, психологических, социальных  и т.д. За последние десятилетия из специфической человеческой деятельности дизайн превратился в современную форму коммуникации между людьми, а также между людьми и объектами — универсальную, демократичную: дизайн стал еще ближе к людям, интегрировался в другие виды деятельности, и сегодня практически каждый из нас в той или иной степени занимается дизайном. При этом, несмотря на то, что деятельность дизайнера во многом сопоставима с творческой реализацией художника, часто приходится решать вопросы полагаясь именно на систему (мозговой штурм, ТРИЗ и т.д.), осознанное проектирование, а не ожидание вдохновения и реализацию лишь авторского творческого замысла, в том числе благодаря такой особенности появился и особый термин «дизайн-мышление». Продуманность решений настолько, что даже предвосхищаются действия человека, удобство использования на грани одушевления предмета, эмоциональный отклик при использовании объектов дизайна – это лишь немногие результаты подобной системной деятельности. В моем представлении,у дизайна в приоритете — благородные цели по улучшению качества жизни человека, и в продуманности решений он раскрывается в своей гуманистичности.

- В чём или каким Вы видите будущее дизайна в России? Какие направления в дизайне актуальны сегодня? Что необходимо для их развития?

m_1.jpgm1_1.jpgm_2.jpg

Сергей Михайлович:

Как-то лет 20 назад на солидном дизайн-форуме один из моих прозападно ориентированных коллег в полемике дискуссии заявил о том, что в «России дизайна не было и нет…». Тем самым он хотел подчеркнуть «вторичность» российского дизайна, распространенное в то время у нас подражательство и копирование западных образцов. «А как же замечательный автомат Калашникова?» - кто-то возразил из присутствующих…

Говоря о будущем российского дизайна, хочется привести слова из известной песни Владимира Высоцкого: «Эй вы, задние, делай, как я! Это значит – не надо за мной… Выбирайтесь своей колеёй!
»

России с ее многовековой историей, культурными и художественными традициями нужно перестать жить под лозунгом «догоним и перегоним…». Наверное, нужно обратиться к своим истокам, своим ценностям. Это касается и дизайна, и образования.

m_4.jpgm_5.jpg

Александрина Сергеевна:

Дизайн – это чрезвычайно обширное поле деятельности, области которого абсолютно по-разному востребованы сегодня в мире и в том числе в России. Пожалуй, еще не наступило то время, когда какие-то профили дизайна потеряли бы актуальность, наоборот, дизайн интенсивно развивается как в уже давно существующих направлениях средового, графического, промышленного дизайна, так и в более новых направлениях дизайна еды, моушн-дизайна, виртуальном дизайне и т.д. Будущее дизайна видится в развитии его пограничных (междисциплинарных) областей с усилением психологического и эмоционального аспектов в проектировании. Кроме того, одной из перспективных тем является культурный аспект, затрагиваемый в дизайне как в качестве национального или локального компонента, мультикультурализма, а также в симбиозе ремесленных традиций и инновационных технологий — в России есть много достойных примеров развития такого дизайна, для развития которых нужно и развитие профессиональных изданий (как «Техническая эстетика» в свое время), и поддержка событийного плана, которая у нас в стране также есть (например, конкурсы «Золотая блоха», «Лучший промышленный дизайн России», «АРХ Москва» и др.), активная просветительская работа, выходящая за рамки университетского образования, задачи которой, взял на себя, например, Московский музей дизайна. Не достает существования крупного интернет-портала о дизайне, который мог совмещать новостные, справочные и проектные функции, реализуя как раз идею целостности этого многоаспектного вида проектно-художественной деятельности.

- Нарисуйте, пожалуйста, собирательный портрет студента Вашей кафедры — будущего дизайнера.

m_9.jpgm_10.jpg

Сергей Михайлович:

«Эстетический человек» с целостной картиной мировосприятия, эрудированный, креативно и нестандартно мыслящий, эмоционально переживающий и тонко чувствующий художественное произведение, как губка, впитывающий знания, умеющий ясно и красиво излагать свои мысли, усидчиво трудиться, ну и, конечно, с талантом от Бога, как без этого?

m_11.jpgm_12.jpg

 Александрина Сергеевна:

Любознательный, открытый, искренний, трудолюбивый и адаптирующийся к современным быстро растущим инновационным изменениям, неравнодушный к потребностям современного человека и постоянно ищущий оптимальное решение, при этом в хорошем понимании амбициозный и осознанно принимающий решения, понимающий, что дизайнер прежде всего решает конкретные проектные задачи.

- Какие профессиональные компетенции, навыки, знания нужны сегодняшним дизайнерам?

m_13.jpgm_14.jpg

Сергей Михайлович:

На этот вопрос ответить столь однозначно крайне сложно, если вообще возможно. Дизайнер сегодня проектирует не только окружающую человека предметную и пространственную среду, но и протекающие процессы, взаимоотношения и эмоции человека и многое-многое другое, что мы сегодня называем «средой обитания человека». Задачи в каждой из этих областей дизайна очень разные, а значит и компетенции тоже. Наверное, единственное, что их объединяет – это потребитель –  человек постиндустриального общества с новыми запросами, ценностными ориентирами, понятиями о красоте и комфорте. Дизайнеру необходимо изучать этого потребителя и проектировать персонально для него с учетом всех его особенностей, психофизиологических, социокультурных, художественно-эмоциональных и пр.

m_15.jpg

Александрина Сергеевна:

Будем говорить не столько о фундаментальных вещах, прописанных во ФГОС для соответственного направления, сколько о современных тенденциях. В настоящее время нельзя не заметить острую необходимость формирования навыков для выполнения не только традиционных функционально-эстетических и художественно-конструкторских проектных задач, но и направленных на реализацию более углубленных вопросов, например, проектирования устойчивого дизайна, художественно-культурного образования или решения психоэмоционального или экологического аспекта в объектах дизайна. Продукт деятельности процесса глобализации, дизайн сегодня претерпевает трансформацию, включающую в себя и глобальные, и локальные вопросы проектирования, поэтому современным специалистам приходится становиться междисциплинарными. Кроме того, превалирование творческой составляющей в дизайне уступает место программированию, цифровому моделированию. К слову, сформированные Дитером Рамсом еще в 60-х гг. ХХ вв. правила "хорошего дизайна" также не потеряли свою актуальность.

- Как Вы оцениваете рынок труда и его возможности для реализации творческого потенциала выпускников-дизайнеров КГАСУ?

m_20.jpgm_21.jpg

Сергей Михайлович:

Рынок труда дизайнера во многом определяется уровнем развития промышленности и благосостояния общества. Они определяют потребность в дизайне и обеспечивают реализацию творческого потенциала дизайнера. В начале 2000-х нашу промышленность часто сравнивали со «спящей красавицей» из известной сказки. Очень надеемся, что пробуждение рынка началось, а вместе с ним и дизайна.

m_22.jpg

Александрина Сергеевна:

Для дизайна и его принципов всегда найдется применение, пока существует хотя бы какое-то объектное окружение у человека (предметное или виртуальное). В российских вузах по-прежнему дается достаточно универсальное образование, трансформировать которое под конкретные условия представляется всегда возможным. В настоящее время активной цифровизации, а также формируемым государственным и муниципальным программам, обозначаются приоритетные направления (например,  различные формы цифрового и видеодизайна, работа с нейросетями, а также новая волна средового дизайна как программы улучшения качества жизни людей), в том числе внутри отдельно взятых профилей. Та же пандемия 2020-2022 г. обнажила необходимость специальных дизайнерских разработок от мобильных высокоэргономичных объектов интерьера, поддержки графическим дизайном служб поставок  до более узких инженерных разработок. Здесь также обозначается необходимость специалистов быть гибкими и подстраиваться под реальные потребности рынка.

- Какие Ваши научные разработки нашли свое применение на практике, реализовались на конкретных объектах, территориях? Есть ли у вас совместные проекты? Над чем работаете сейчас?

Сергей Михайлович:

Мне посчастливилось достаточно длительное время совмещать преподавательскую и научную деятельность с реальной архитектурно-дизайнерской практикой. Был выполнен и реализован ряд проектов по архитектурно-художественному оформлению городов и благоустройству их центральных зон. Мой труд по благоустройству центра Альметьевска был отмечен государственной премией Республики Татарстан. Но самой дорогой наградой считаю присвоение звания «Почетный гражданин города Лениногорска», где во второй половине 1990-х по проекту, выполненному под моим руководством, появилась благоустроенная пешеходная улица, одна из первых в малых городах России.

Как форму реализации рассматриваю издание серии учебников для дизайнеров, в том числе и с коллегами кафедры. Над продолжением этой серии сейчас и работаю.

m_24.jpg

Александрина Сергеевна:

Мой основной профиль исследований касается истории дизайна, поэтому о большом количестве практической деятельности говорить не приходится, хотя, безусловно, случаются и практические разработки, кроме того мы ведем со студентами проекты, в том числе и на реальной основе, как отдельно, так и в соавторстве с Сергеем Михайловичем участвуем и в коллективных воркшопах с группами студентов и преподавателей.

Что касается теоретической деятельности, то уже издано много совместных с Сергеем Михайловичем учебников («История дизайна. Краткий курс», «Основы дизайна»,  «Постиндустриальный дизайн»), в работе еще 3, в планах еще как минимум 10. Сейчас продолжаем работу над многотомником «Всеобщая история дизайна», а также разрабатываем с юными специалистами и Сергеем Михайловичем историю отдельных дизайн-профилей (история дизайна города и история стилей дизайна интерьера).

- Ваши пожелания коллегам накануне Дня российской науки.

Сергей Михайлович:

Служить Верой и Правдой России и российской Науке, быть Патриотом с большой буквы.

m_33.jpgm_34.jpg

Александрина Сергеевна:

Быть стойкими, продолжать идти по намеченному пути и светить, зная, что для кого-то Вы являетесь ориентиром — за Вами идут Ваши ученики. Сохранять веру в себя и свою человечность. Если было бы необходимо выразить пожелание в виде цитаты, то на ум сразу приходят две мотивирующие строчки: В.Каверина «Бороться и искать, найти и не сдаваться» и В.Маяковского «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей!».

НАША СПРАВКА.

444.jpgСергей Михайлович Михайлов (родился 13 января 1955 года) —  более 30 лет в КГАСУ возглавлял кафедру дизайна архитектурной среды и был деканом факультета дизайна (2001-2009), в настоящее время - профессор кафедры дизайна.

Доктор искусствоведения С.М.Михайлов - автор более двухсот научных статей, методических пособий и уникальной серии учебников по дизайну: «Основы дизайна» (1999, в соавторстве с Л.М.Кулеевой), «История дизайна. Том 1-2» (2000-2002), «История дизайна. Краткий курс» (2004, в соавторстве с А.С.Михайловой), «Основы дизайна» (2008, в соавторстве с А.С.Михайловой), «Дизайн пешеходной улицы (2015, в соавторстве с М.И.Беловим и А.С.Михайловой) и др. В 2004 г. За серию книг по истории и теории вместе с профессорами Ю.В. Назаровым и Н.В.Вороновым ему была присуждена Государственная Премия Российской Федерации в области литературы и искусства.

Под руководством С.М. Михайлова была разработана уникальная методика комплексной организации предметно-пространственной среды города, которая нашла внедрение в целом ряде крупных научно-проектных работ, выполненных в КГАСУ, творческих мастерских Союза Дизайнеров России  и ПО АРХИМЕТ для Углича, Альметьевска, Новотроицка, Мамадыша, Сарапула, Коломны, Гжели, Железноводска, Урюпинска, Оренбурга и др. российских городов. Ряд из них реализован - пешеходная улица в Лениногорске (1998); уличное оборудование и вечерняя подсветка для Раифского монастыря (2000); мемориальный комплекс и благоустройство городского центра в Альметьевске (2000-2003); мемориальные комплексы к 60-летию Победы в парке Победы г. Зеленодольска и парке Урицкого в Казани (2005). Методика профессора Михайлова С.М. и выполненные при его непосредственном участии и руководстве работы по дизайну центральной зоны города Альметьевска отмечены рядом Российских национальных призов в области дизайна «Виктория», Большой серебряной медалью Российской Академией Художеств, Государственной премией Республики Татарстан в области науки и техники за 2004 год, а за благоустройство центра Лениногорска он был избран «Почетным гражданином города Лениногорска». 

С.М. Михайлов — действительный член Международной академии наук о природе и обществе, академик и вице-президент Национальной Академии Дизайна, с 1998 по 2012 вице-президент, а в настоящее время - сенатор Союза Дизайнеров России, Лауреат «Золотой пушкинской медали» в номинации «Архитектура и дизайн» (1999), Российского национального приза в области дизайна «Виктория» (1996, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004), Почетный работник высшего профессионального образования, Кавалер Почетного знака «За заслуги в развитии дизайна» (2007), Заслуженный профессор КГАСУ (2015).

С.М. Михайлов — член диссертационного совета по архитектуре при ННГАСУ, председатель Диссертационного Совета по искусствоведению и архитектуре при КГАСУ.

Mihailova.jpgАлександрина Сергеевна Михайлова (родилась 21 октября 1980 года) — выпускница факультета дизайна КГАСА (2004, диплом с отличием). Защитила кандидатскую диссертацию на тему: "Индустриальный дизайн как вид проектно-художественной деятельности в условиях развитого промышленного производства XX века: 1920-1980-е гг." во Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики (ВНИИТЭ). Долгое время была ответственным секретарем и членом редакции научно-практического журнала "Дизайн Ревю", выпускавшегося в 1998-2020 гг.

В 2022 году защитила диссертацию на тему: "Дизайн в мировой проектно-художественной культуре (историко-теоретическая модель)" на соискание учёной степени доктора искусствоведения, в Российском государственном университете имени А.Н. Косыгина, научный консультант — профессор Назаров Ю.В.

В диссертации представлена универсальная модель построения истории дизайна с использованием междисциплинарного подхода. Работа обладает высокой теоретической и практической значимостью и была высоко оценена оппонентами диссертации, специалистами в области искусствоведения (Глинтерник Элеонора Михайловна, Кошаев Владимир Борисович и Орлов Игорь Иванович) и членами Диссертационного совета (единогласное решение о присуждении степени доктора искусствоведения). Специально к защите был сформирован прототип интерактивной модели историко-теоретической модели, наглядно объясняющий основную суть диссертации и раскрывающий потенциал использования новейших цифровых технологий в области историко-культурологических дисциплин.

А.С. Михайлова - Академик Российской национальной академии дизайна (2021). Лауреат Национального приза в области дизайна "Виктория" (2000, 2004), дипломант Союза Дизайнеров России и Международной Ассоциации Дизайнеров, МООСАО. Участник грантов Союза дизайнеров России (2005, 2007, 2010, 2012), РГНФ (2014), «Алгарыш» (2018).

#ДинастииУченых

Информация предоставлена

отделом по связям с общественностью
Фото предоставлены музеем КГАСУ,
А.С. Михайловой



6+
© КГАСУ 1999-2024. Все права защищены