Разделы

ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ. Анна Романова: «Каждый день — это время возможностей и роста»

Наука Университетская жизнь •   5 февраля 2024
ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ. Анна Романова: «Каждый день — это время возможностей и роста»

8 февраля отмечается День российской науки. Накануне этой даты мы решили побеседовать с Романовой Анной Ильиничной о профессиональном пути женщины-учёного, преподавателя высшей школы, руководителя.

Романова Анна Ильинична
— директор Института архитектуры и дизайна КГАСУ, заведующая кафедрой муниципального менеджмента, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии инвестиций и экономики строительства, Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Романова А.И. родилась в Казани. В 1995 году окончила строительный факультет Казанского инженерно-строительного института (диплом с отличием). Стаж педагогической деятельности с 1995 года. Прошла обучение в аспирантуре при кафедре экономики и предпринимательства в строительстве (ЭПС) КГАСА. В 1998 году защитила кандидатскую диссертацию в ЦНИИЭУС (г. Москва). С 1995 года — стажёр кафедры ЭПС, ассистент, старший преподаватель, доцент. В 2003 году присвоено учёное звание доцента. В 2002-2003 обучалась в докторантуре при ЦНИИЭУС, г. Москва, защитила докторскую диссертацию по проблемам устойчивого экономического развития инвестиционно-строительного комплекса. С 2003 года – организатор регулярной предаттестационной подготовки и курсов повышения квалификации работников ЖКХ (управляющих компаний).С 2005 года по настоящее время — профессор, заведующая кафедрой «Экономика и управление в городском хозяйстве» («Муниципальный менеджмент») КГАСУ. С 2008 по 2020 годы — директор Института дополнительного профессионального образования КГАСУ. С 2020 года — директор Института архитектуры и дизайна КГАСУ. Награждена нагрудным знаком Министерства образования РФ «За развитие научно-исследовательской работы студентов» (2003). Присвоено звание «Почетный работник высшего профессионального образования РФ».

R1.jpg

- Анна Ильинична, довольны ли Вы своей профессиональной карьерой? Насколько сегодняшняя реальность соответствует Вашим ожиданиям в молодости? Это то, к чему Вы стремились?

- В молодости мы не всегда представляем то, что случится в будущем. Однако мне очень повезло с моими учителями еще в школе: многие из них говорили мне, что у меня «большое будущее», так как с детства я очень любила учиться и постоянно совершенствоваться в разных занятиях и науках. Я категорически отказалась оставаться в детском садике еще на год, и с 6 лет пошла в первый класс. В старших классах с удовольствием перешла в физико-математическую школу, хотя учиться там было непросто, закончила художественную школу с отличием, танцевальную школу, была активистом во всех общественных делах школы. Все конференции, конкурсы, деловые игры — везде я успешно участвовала. Такая уверенность во мне моих учителей и родителей позволила мне двигаться дальше, в путь высшей школы.

R2.jpg

Уже на третьем курсе заведующая выпускающей кафедрой Гульсина Мансуровна Загидуллина рекомендовала мне остаться на кафедре для научной работы. Думаю, я оправдала ожидания кафедры, и сегодня могу гордиться достигнутыми успехами. Например, я защитила кандидатскую диссертацию в 24 года, а докторскую — в 29 лет, и многие годы оставалась единственной женщиной в Татарстане, кто в таком юном возрасте стал доктором наук. Это был серьезный «кредит доверия», я оправдала его полностью: за 20 лет руководства кафедрой я вывела на защиту 25 кандидатов наук и 2 доктора наук, создала методический багаж по направлению кафедры, аккредитовала с помощью преподавателей кафедры и вывела на работающий уровень новое направление обучения по управлению жилищным фондом. Это были годы высокой продуктивности, защит, публикаций, открытия новых направлений обучения, спадов и роста нагрузки, объединений и смены состава, трех аккредитаций и двух лицензирований, и мы со всем этим справились, спасибо моим коллегам. Высокую честь оказало мне руководство вуза, предложив возглавить крупный, творческий и ответственный блок по управлению Институтом архитектуры и дизайна. Этот выход «из зоны комфорта» позволил мне узнать себя с совершенно иной стороны, и здесь, по моему мнению, уже достигнуто немало успехов. Создана великолепная команда в дирекции, с которой можно совершать серьезные подвиги. Главным достижением своего профессионального пути я считаю именно эти человеческие отношения с очень многими замечательными людьми. Конечно, я довольна своей карьерой.

R3.jpgR4.jpg


- Как Вы считаете, путь в науку одинаков для мужчин и женщин? Мужчин-учёных, на наш взгляд, больше, чем женщин, тем более докторов наук.

- Путь женщин чуть сложнее. Первое — нам нужно еще уделять внимание семье. Не каждый супруг будет с пониманием относиться к круглосуточной занятости жены. Дети требуют внимания, это аксиома. Здесь мне безумно повезло: меня поддерживали дома в самых сложных ситуациях моего карьерного роста. Второе — это предубеждение насчет не всегда серьезной внешности. Например, был забавный случай, когда я пришла в Академию наук РТ для получения рецензии на свою первую монографию. Мне сразу же, буквально с порога, сказали: «Мы со школьницами не работаем». Тогда я жутко расстроилась, а сейчас понимаю: мне нужно было пройти этот путь, доказав, что в 29 лет можно выглядеть «как школьница» и при этом двигаться на защиту докторской.

- Насколько важен выбор учебного заведения и будущей профессии в жизни человека? Что повлияло на Ваш личный выбор и считаете ли его правильным?

- Крайне важно идти сразу верной дорогой, не теряя время на маркетинговые исследования. Нам некогда писать черновик, каждый день — это время возможностей и роста. На мой выбор повлиял непререкаемый авторитет в семье моего отца и деда, они оба работали в строительной сфере. Папа имеет несколько профессий: архитектор, строитель, каменщик, плотник, сварщик, сметчик, он универсал, умеет делать все. Опалубку любой сложности собирает и бетон сам мешает, вручную. Как я могла мечтать о чем-то ином, кроме как о романтике строительной профессии? Правда, папа хотел, чтобы я стала архитектором, а жизнь увела меня в сторону экономики строительства. Считаю свой выбор единственно верным, ни разу не пожалела ни о профессии, ни о вузе, в котором тружусь уже 29 лет.

r5.jpg

- Кто-то еще в Вашей семье занимается наукой?

- Мой дедушка прошёл Великую Отечественную войну и изобрёл скоростной метод стрельбы, о чем неоднократно писали в газетах «Красноармеец» и «Снайпер» 1944 и 1945 гг., мы трепетно храним эти статьи. Вообще, я живу в атмосфере «здоровой научной конкуренции»: все мои многочисленные тёти и дяди являются доцентами и профессорами в вузах, работая по всему миру, все они занимаются прикладными науками. Большинство из них — строители и медики. Моя младшая сестра выбрала совершенно иное для семьи направление — музыку, и тут также добилась успеха: она заслуженная артистка РТ, профессор и заведующая кафедрой скрипки в московском вузе. Так что наука — это у нас семейное.

- Кто из преподавателей КИСИ-КГАСУ оставил след в Вашей душе и сыграл заметную роль в становлении Вас как специалиста?

- Самый яркий след оставила старший преподаватель кафедры ЭПС Вазингер Татьяна Венедиктовна. Мастер экономики, ее авторитет и мнение были для меня важнейшими. Она научила меня основным расчетам, пояснила простыми словами сметное дело, заставляла идти вперед в самые неприятные моменты непонимания и (иногда) разочарования в научной деятельности. Как я уже сказала, вера в тебя твоего учителя — главный мотивирующий фактор роста.

r11.jpgr12.jpg

- Кем Вы себя считаете: учёным, преподавателем вуза, руководителем? Понятно, что занимаетесь всем этим одновременно, но всё-таки — чему отдаёте предпочтение?

- Мне сложно выделить что-то в приоритет. Я не смогу без общения со студентами, мне нравится читать лекции, руководить дипломами и аспирантскими диссертациями. Это всегда зарядка для ума: необходимо быть в тонусе и в трендах профессии, и мне нравится видеть научные результаты своих учеников. Мне нравится работать в двух диссертационных советах: это всегда фейерверк идей и научный баттл, физически ощущаешь движение мозговых клеток. Руководство кафедрой и институтом — это перманентный накал задач и побед. Это интересно, каждый день — разный, а что может быть лучше разнообразия.

r7.jpgr8.jpg

- Какое научное направление, какие научные проблемы больше всего привлекают Вас сегодня?

- Область моих научных интересов: стратегическое управление организациями, проблема конкурентоспособности организаций, экономическая устойчивость предприятий. Имеется ряд практических результатов в этих областях: опубликовано более 150 статей, подготовлены три серьезных учебника по экономике строительства.

Мне нравится узнавать новое, и я не стесняюсь учиться. После защиты докторской диссертации была создана кафедра под моим руководством, и мне пришлось полностью освоить курсы управления жилищным фондом, собрать профессиональный коллектив. До сих пор мы общаемся с представителями этой отрасли и слышим только положительные отзывы о нашей работе.

Будучи доктором наук, я поступила и окончила магистратуру Высшей школы экономики в Москве, мне это дало уверенность в административной деятельности. Каждое новое знание — на пользу, а научные проблемы не закончатся никогда.

r9.jpgr10.jpg

- Анна Ильинична, сложно ли быть директором Института архитектуры и дизайна?

- Сначала было очень сложно. Нужно было сохранить накопленные достижения института, понять специфику тонкой душевной организации креативных и часто ранимых детей этого творческого подразделения. Мне важно было сохранить коллектив и заслужить его доверие, узнать студентов и подружиться с ними не для PR, а искренне, дети это всегда ценят, здесь нельзя играть. Сегодня, через 3 года работы в этой должности, я горжусь тем, что все эти задачи смогла осилить. Мне крайне важно, что преподаватели с архитектурным образованием и с многолетним опытом работы советуются со мной, инженером и экономистом, на профессиональные темы. Я вижу кадровое и научное движение преподавателей ИАиД, и рада, что в этом есть и моя заслуга. За три года работы я участвовала в подготовке шести научно-образовательных центров вуза — это бесценный опыт.

r11.jpgr12.jpg

- Что Вы считаете главным достижением своей жизни, чем гордитесь?

- Являясь дважды стипендиатом конкурса мэра города Казани и лауреатом конкурса «50 инновационных идей РТ», я транслирую свой опыт: за 20 лет подготовила очень много стипендиатов этих конкурсов. Участвовала в подготовке инновационного проекта «Инвестиционное обновление регионов в условиях реализации национального жилищного приоритета» (2009). В составе авторского коллектива занималась разработкой стратегической программы «Устойчивое развитие строительного комплекса Республики Татарстан до 2010 года» (2005), основным исполнителем экономической части региональной жилищной программы «Жилье-600» для Кировской области (2006), разработчиком системы Образовательного кластера по отрасли «Строительство и ЖКХ» (Минстрой РТ, КГАСУ, 2006-2007), разработчиком программы «Развитие и размещение производительных сил РТ на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года» (2007), разработчиком Подпрограммы кадрового обеспечения задач строительства целевой программы «Развитие жилищного строительства в Республике Татарстан на 2011-2015 годы» (2011) и т.д. Горжусь таким большим количеством своих аспирантов. Работаю в семи общественных и экспертных советах, двух диссертационных советах. Для меня это означает признание, я понимаю, что мой труд заметен.

Главным же достижением своей жизни я считаю своих великолепных дочек, они трудяги, все достигают своим собственным трудом и считают меня примером.

r13.jpgr16.jpg

- Ваш главный совет молодым людям, которые только делают первые шаги в профессии и в науке?

- Найдите хорошего УЧИТЕЛЯ. Это тот человек, который поддержит на первом этапе, поверит в вас и потом обязательно будет гордиться Вами.

#ЖенщиныУченые

Интервью подготовлено
отделом по связям с общественностью
Фото предоставлены
А.И. Романовой
, медиацентром




6+
© КГАСУ 1999-2024. Все права защищены